Половина денег, которые идут на рекламу, выбрасываются впустую; но как узнать, какая именно половина?!
Уильям Гескет Левер
У каждого своя палитра
Рекламный Вестник, 9, г.
Любопытство и стремление прикоснуться к прекрасному в очередной раз привели меня в хорошо знакомые залы.
Выставка работ Владимира Кундина посвящена его памяти. Осматриваем экспозицию и удивления не испытываем никакого. Единственное чувство - жалость, что умер человек-художник Кундин. А искусство должно удивлять, так как мы живем в мире скудном, однообразном, и задача художников всех уровней - поражать, веселить нас, людей. В попытке сблизиться с природой более предсказуемого художника трудно себе представить. Вот под пасмурным небом крестьяне копают картошку. Подошла женщина, сказала: «Роют картошку». И все. Жалеет ли художник этих людей, по картине непонятно. Души нет, личного отношения, взгляда нет. Один голый факт. И так у Кундина во многом. Избы, речушки, трава, тучи. Не поспоришь - природа наша хороша, хоть и холодна. Таких картин много в подвалах домов культуры. Их когда-то в коммунистические времена скупали по разнарядке и тут же сваливали, не доводя до народного глаза.
Совсем другое дело - работы Олега Мустафина. Вот перед нами девушка. Впрочем, на девушку она не похожа, просто какой-то чертежный проект. Позади нее нечто вроде космоса. Правая рука касается чашки с разлитым чаем. Возможно, это и не чашка вовсе, хотя как вам будет угодно. Художник предлагает пофантазировать. Предполагается, что после атомных взрывов будут рождаться такие красавицы?
А вот перед зрителем мужчина, конечно, обнаженный. Взгляд жесток, руки, как железные крюки. Вдруг нечто интересное - сбоку от мужчины на странном стуле будто бы растет голова молодого человека. «Это для извращенцев», - говорит один из зрителей. С ним вступают в спор. Сцепились. Оказывается, работа называется «Дух и плоть». Говорят, что когда картины порождают споры - это и есть настоящее искусство. Каждое полотно Мустафина - это маленькие спектакли. Он может нарисовать крокодила, который будет похож на греческого героя Полифема. А Полифем будет похож на Жириновского. Большинство произведений художника тяготеет к гротеску и карикатуре.
Но вот вполне реалистическое полотно. На стуле сидит угрюмый пузатый мальчик, на шее висит ключик. Это снова загадка. Называется просто «Тимур». А вся экспозиция озаглавлена «Глаз Водолея»
Виктор Сафронов - живописец старшего поколения. Ему 80 лет, и эта его экспозиция юбилейная. Масштабный, объемный художник. Его мощная аура захлестывает зрителя. Картины Сафронова можно сравнить с симфониями Шостаковича. Огромные по размеру полотна показывают зрителю Отечественную войну во всем ее ужасе. За окном спокойная мирная жизнь, площадь Минина и Пожарского. А в зале выставочного комплекса взрывы, раненые и убитые солдаты. Вот цикл картин под названием «Молох». В крови лежит только что убитый император Николай II. Мощная мысль Сафронова обращается к глобальным, трагическим вехам истории России.
Елена Березина - художник мягкий, лиричный с современным взглядом на жизнь. Перед нами картина «Пространство для игры». Жизнь – это мечта. Мы видим сказочно прекрасную веранду. Стулья, легкие столики, голубое небо и, конечно же, безмятежное, теплое море. Никакой обещанной игры. Игра - это жизнь. А вот философское полотно. Несутся кони. Они устремлены в темное тревожное пространство. Возможно, это человеческие мысли, которым нет покоя на земле.
Можно с радостью отметить, что на этот раз выставочный комплекс показал нам прекрасный альянс волжских деятелей искусств.
Михаил ВИСИЛИЦКИЙ.
© 2009 Издательство "Покровка 7"