Покровка, 7

Половина денег, которые идут на рекламу, выбрасываются впустую; но как узнать, какая именно половина?!

Уильям Гескет Левер

+7 (831)

2789354

603093, Н.Новгород, Печерский съезд, д. 38 а, офис 312

pokrovka-7@mts-nn.ru

С Максимом нашим Горьким

Рекламный вестник, 43, г.


Искусство вечно. Горький пришел на свою землю и привлек большое внимание и любовь мастеров искусств России. Так не об этой ли восприимчивости мечтал Достоевский, говоря о все соединяющей русской душе?


С 24 по 29 октября в Нижегородском театре драмы им. Горького проходил
Пятый всероссийский театральный фестиваль имени его же, то есть Горького.

День первый: «Дети солнца» от Малого
В первый фестивальный день на сцену вышли директор театра Борис Кайнов и губернатор Валерий Шанцев. После доброжелательных официальных приветствий, в которых прозвучали заслуженно хвалебные слова в адрес нашего театра и актеров, на сцене появились артисты Нижегородского театра драмы в обличье Гоголя, Островского, Толстого и самого Алексея Максимовича Пешкова. Он спел известную песню Мокроусова «Под городом Горьким, где ясные зорьки». Этот литературный скетч прошел с большим успехом.
Затем знаменитый Малый показал спектакль по пьесе Горького «Дети солнца». К сожалению, не приехал художественный руководитель театра Юрий Соломин, который сейчас ставит спектакль в Швеции.
Режиссер постановки - народный артист Латвийской ССР Адольф Шапиро - поставил пьесу, строго следуя  указаниям автора. Всем известно: Малый не позволяет себе всевозможные модернистские выкрутасы, хотя время этого требует. Вот, например, Марк Захаров поставил чеховский «Вишневый сад» с большими литературными вставками, водрузив классического автора на современные рельсы, чем вызвал крайнее недовольство ретроградов.
Главное действующее лицо пьесы «Дети солнца» - ученый-биолог, стремящийся постичь тайну происхождения жизни. За лучшую мужскую роль Василий Бочкарев получил премию Международного театрального форума «Золотой витязь». Действительно, роль у актера получилась сложная, с существенным психологическим вывертом и вместе с тем - ясностью. Все изгибы фанатичной души героя артист передает с большим мастерством.
Роль слесаря Егора прекрасно играет артист Александр Коршунов. Слесарь колотит жену, и постоянно пьян. Замечательно получилась сцена, где Егор врывается с поленом в руке в неистребимом желании прибить свою жену. Весь интеллигентский состав пьесы струсил, замерев в угаре страха: дикарь-пролетарий может и их покалечить. Но дорогу ему преграждает ветеринар Чепурной, которого с большим мастерством и обаянием  играет актер Виктор Низавой. Персонаж Александра Коршунова - обычный вульгарный погромщик, о котором грезил Мережковский в своем труде «Грядущий хам». Возможно, это будущий комиссар с револьвером в мозолистой руке, без жалости расстреливающий своих же соратников. Великолепный образ горничной представила нам актриса Ольга Жевакина, постоянно, словно Элиза Дулиттл, заявляющая, что она девушка честная.
В спектакле чувствуется спаянный ансамбль. Просматривается основная мысль Малого театра о том, что интеллигенция боится и чуждается простого народа. И все же в постановке есть некая монотонность. Тем не менее спектакль стал лучшим на фестивале.

День второй: «Последние» от имени Гоголя

Главным действующим лицом второго дня фестиваля стал Московский театр имени Н.В. Гоголя. Его вышли приветствовать артисты М. Алашеева и В. Никитин. Странно прозвучала речь Никитина. Ждали доброго напутствия фестивалю, но вместо этого прозвучали злобные слова по поводу того, что российское телевидение зомбирует население и вообще наша жизнь невыносимо мерзка. Зал был в недоумении от этого заявления, совсем не относящегося ни к пьесам Горького, ни к фестивалю.
Главный режиссер театра им. Гоголя и постановщик пьесы «Последние» Сергей Яшин выпрямил ситуацию своими добропорядочными словами.
Зритель обратил внимание на прекрасные декорации к пьесе (художник Елена Качелаева). Начало было интригующим. Под сердечный вальс выходят все участники спектакля, они надвигаются на зрителя молча и угрожающе.
Пьеса «Последние» - самая популярная в репертуаре многих театров. Режиссеры считают ее созвучной нашему времени. Четко выписанные образы дают возможность артистам ярко исполнять все роли: будь то тюремный врач Лещ или горбунья Любовь, или глава семьи Иван Коломийцев, или сын Александр. После эффектного начала произошла метаморфоза в худшую сторону. Спектакль как бы потерял свою насыщенность. Главная роль Коломийцева, которую играет неплохой артист Андрей Алексеев, показалась однообразно-рычащей, яко зверь. Весьма обаятелен Яков (арт. Алексей Кирилин): он не изображает вялого больного старика на инвалидной коляске, артист Кирилин нашел новые неожиданные краски для доброго, порядочного человека - как бы луч в темном царстве. И, конечно же, великолепно сыграла сложнейшую роль жены Коломийцева Софьи известная артистка Светлана Брагарник. Но режиссерского решения пьесы мы не увидели.


Продолжение: зал скучает – спектакль идет
Фестиваль продолжался. На очереди был еще один спектакль - «Последние», который привез Тамбовский театр. Будет с чем сравнивать.

Режиссер М. Тулпаров, бывший главный режиссер Тамбовского театра драмы, не вскрыл материал прекрасной пьесы  Горького. Актеры формально исполняли свои незатейливые мизансцены. Зал терпеливо сносил царящую на сцене скуку.
Жаль, что не был показан  прекрасный спектакль театра «Комедiя» «На дне» в постановке В. Беляковича. Он оказался бы лучшим в окружении того, что было показано.
Валерий Васильевич Подгородинский, член жюри, предложил сделать фестиваль пьес и произведений окружения Горького, то есть Чехова, Леонида Андреева, Куприна, Толстого, Бунина.
А о том, что Всероссийский театральный фестиваль им. Горького может стать международным, сообщил журналистам директор театра Борис Кайнов.


Михаил ВИСИЛИЦКИЙ.

© 2009 Издательство "Покровка 7"