Половина денег, которые идут на рекламу, выбрасываются впустую; но как узнать, какая именно половина?!
Уильям Гескет Левер
Душа машины в зеленом мундире
Рекламный вестник, 1, г.
Молодые артисты бегают, прыгают через солдатские нары, орут «Хо!», выкрикивают неприличные слова. Учительницы в зале недовольны. Дети и так не обучены хорошим манерам, а тут им еще в родном детском театре такое «преподают». К примеру, слово «ж…» вызывает взрыв восторга в зрительном зале. Много интересного текста в спектакле пропадает из-за плохой акустики. Возможно, надо было подвесить микрофоны или озадачить артистов четко и громко выговаривать слова. Зал на премьере был полон подростков. Они слушали с пристрастием. Многие вскакивали с кресел, но билетеры своей железной рукой и неподавляемой волей возвращали «попрыгунчиков» на места.
О работе артистов сложно говорить, так как все одинаковы. Характеристики персонажей разработаны слабо, а может, и не надо было нюансов. Всем известно, что солдаты одинаковы - от мундира до души. Это пушечное мясо. Кто-то сверху говорит им: «Вперед!» - и они идут вперед. Говорят: «Назад!» – идут назад. И вдруг спектакль, сделанный режиссером Михаилом Боровковым, глубоко заглянул в души этого пушечного мяса. Не людей, а машин в зеленых мундирах. Что же произошло, когда рождался этот спектакль в нижегородском замордованном ТЮЗе? А вот что. Совсем недавно в Москве русские пытались убивать кавказцев, а кавказцы жаждали зарезать русских. В одном из эпизодов сержант (не очень хороший человек, как с первого взгляда кажется) говорит: «Если вы будете мне здесь в казарме разжигать национальную рознь, я вас с говном смешаю». И он это сделает. На том стоит Америка. Очень точно и разнообразно играет роль того самого сержанта Туми М. Боровков. Его слышно, и каждый абзац его текста четок и понятен. Артист окончил наше театральное училище и прошел хорошую школу Рижского театра русской драмы, где он работал много лет.
Маленький эпизод. Женщину легкого поведения Ровену холодно, с большим мастерством сыграла артистка И. Страхова.
Хочется сказать, что театр пошел на большой риск, взяв в репертуар такую нетюзовскую пьесу. Даже взрослые тети в зале были шокированы некоторыми эпизодами. Но что говорить: сейчас детские театры повзрослели и незачем их заставлять постоянно сюсюкать и ставить «Мойдодыра».
После не очень внятного «Щелкунчика» и явно плохого детского спектакля о коте Леопольде «Билокси Блюз» как-то выпрямил положение. Теперь будем ждать спектакля по рассказам Шукшина, который ставит Виктор Симакин. Зритель большие надежды возлагает на этот проект, так как помнит его интересные, даже в чем-то авангардные спектакли «Принцесса Турандот», «Ревизор», «Васса Железнова».
Михаил ВИСИЛИЦКИЙ.
© 2009 Издательство "Покровка 7"