Покровка, 7

Половина денег, которые идут на рекламу, выбрасываются впустую; но как узнать, какая именно половина?!

Уильям Гескет Левер

+7 (831)

2789354

603093, Н.Новгород, Печерский съезд, д. 38 а, офис 312

pokrovka-7@mts-nn.ru

Благородный крен в классику

Рекламный вестник, 46, г.

Спектакль о том, что Бунин любил некую азербайджанку. Такого факта мы не знали. Теперь будем знать, посмотрев новую постановку театра драмы  «Последний поединок Ивана Бунина».
Конечно, на этот спектакль лома не будет. Стадионов он не соберет, хотя  частная жизнь писателей, поэтов, артистов у многих вызывает нездоровый интерес.
Рустам Ибрагимбеков, автор пьесы, генератор многих идей, верный сподвижник Никиты нашего Михалкова, подарил нам неплохой материал для того, чтобы мы узнали еще одну грань жизни большого писателя.
Артист В. Никитин, который играет Бунина, показывает его ядовитый характер. Весь спектакль одет в одни и те же одежды: шляпа, макинтош, палка - как будто родился в них, вырос, окончил гимназию, женился и в среду в них же умрет.
Порой артист выходит на авансцену, прямо на нос зрителю, и читает очень традиционно, много благостно «поет» отрывки из новелл своего героя.
Так, чтобы исполнитель Бунина нас покорил, такого не случилось. Великого индивидуума мы не увидели. Вспомнился Диззи Гиллеспи, который, надув  щеки, из какой-то железки (трубы) выдувает звуки, от коих шевелятся волосы на голове. На сцене все было обыденно.
Героиня пьесы – Банин, французская писательница азербайджанского происхождения (Черная Роза Востока) - возможная любовница Бунина (хотя  со свечой никто не стоял и советов не давал), любит Бунина платонически, переходя в физическую близость  виртуально, несмотря на то, что наш герой уже стар и даже стоит у гробового входа. Но строен, как гусар, и не носит большого живота, как Алексей Толстой.
Спектакль надо внимательно слушать. Смотреть там нечего. Прекрасны, с большим вкусом подобраны музыкальные пласты. Звучат к месту песни 20 – 30-х годов.  Психологический срез поддерживает скрипичное адажио Сэмюэла Барбера.
Артистка С. Бутерманова блистательно сыграла Гюльнар - сестру французской писательницы Банин. Она врывается на  сцену ярким фейерверком, оживляя  довольно строгий, аскетичный спектакль. Странным кажется разделение героини на две половинки: в старости и в молодости.  Можно было обойтись одной Банин - это сохранило бы цельность образа, но режиссера К. Нерсесяна качнуло к раздвоению. Хотя надо сказать, что артистка Ю. Муранова, играющая роль Банин, была в высшей степени правдоподобна и не напоминала азербайджанок, торгующих на Канавинском рынке, с которыми автору этих строк приходилось часто встречаться, покупая фрукты-овощи. Хотя малую толику национального характера можно было подпустить. Маслом кашу не испортить.
Декорации сбивают с толку. Вместо обычного кафе на сцене возвышается нечто похожее на пирамиду.
Театр резко взял крен на классику. Это благородно.  И поэтому нужен спектакль о писателе, каков бы он ни был. В библиотеках стали часто спрашивать уже забытые книги Бунина. Уже отрадно.

М. ВИСИЛИЦКИЙ.

© 2009 Издательство "Покровка 7"