Половина денег, которые идут на рекламу, выбрасываются впустую; но как узнать, какая именно половина?!
Уильям Гескет Левер
Театр абсурда
Рекламный вестник, 16, г.
Во времена брежневско-сусловского застоя такой спектакль повлек бы свирепые оргвыводы. Да зритель бы его просто не увидел. "Еврозадница", показанная в Доме актера, начинается с живых картинок. В проеме декораций, как в кадре, появляются странные люди: дамы в стиле Пикассо; странный человек, который пришел за сексуальными удовольствиями, хотя, как сам о себе говорит, явный импотент (арт. Д. Терентьев); ангельского вида лукавый ребенок ищет своего отца Заура и находит в день его ареста за якобы убийство ни в чем не повинного человека (арт. Сережа Пивиков), потом картинка становится широкоформатной, ее населяют какие-то мужчины из эпохи чарльстона, на условный экран прорывается пышногрудая, с неимоверной тонкой талией дама на объемистых бедрах... Это главная героиня, графиня Тамара Парамонова, вокруг которой вертятся все события в пьесе. Артистка М. Янковская с блеском исполнила эту роль.
Действие развивается конвульсивно, от эффекта к эффекту. Хочется сказать, что сюрреалистическая пьеса не всем оказалась по зубам, так как нижегородский зритель в большинстве своем не привык к такому повороту событий и стилистической витиеватости.
Тайна энергетического воздействия спектакля вызывает восхищение и ужас одновременно. Восхищение, потому что так не умеют нигде в наших театрах, потому что страсть и бесстрашие, с которыми артисты откликнулись на предложение режиссера, не могут не восхищать. Ужас - потому что в тех темпераментных и порой завораживающих видениях, которыми режиссер околдовал зрителей, слишком много темной физической энергии, механической накачки. Его картины - безумный калейдоскоп визуальных праздников - на огромной скорости проносят перед потрясенным зрителем фрагменты известных полотен, перформансов, инсталляций, театральных откровений, которыми он, не стесняясь, пользуется. Жизнь на сцене можно сравнить с картинами Магритта, а возможно, и Дали.
Театр-студия «Рок-драма» подобен кошке, которая гуляет сама по себе. Все театры города держат нос по ветру. Как военный праздник - выдают нечто про войну, как День милиции - детектив сварганят, медицинский - про людей в белых халатах и т.д.
Так что же такое еврозадница? Конечно, это Россия, которая заплутала между Европой и Азией. Даже Чаадаев не знал, куда отнести огромную нашу родину.
Широк список действующих лиц: судья с громоподобным голосом; его сын, (арт. А. Прусаков) - маньяк с пяти лет, который хочет восполнить сексуальный пробел в своей жизни; Танька - подружка графини: ее постоянно травят цианистым калием, а она постоянно выживает по причине своего крепкого желудка и тонкой осиной талии (арт. М. Послова); муж графини Заур ( арт. Э. Караганов) - мечтательный убийца; Дима - киллер или вообще непонятно кто (священник или член теневого правительства, как он сам о себе говорит, (арт. Е. Агафонов); вдова Петькина (арт. Л. Лапшина), подавшая в суд на своего умершего муж Петькина, не выполнявшего своих супружеских обязанностей; милиционер (арт. А. Борисовский), сладострастно рассказывающий про то, как отравил свою жену и со звериным аппетитом поглощающий гречневую кашу с маленькой котлеткой.
Представление идет один час. Того, кто от скуки захочет выйти из зала, скажем, в туалет, ждут ужас и потеря сознания.
Владимир Цветков
© 2009 Издательство "Покровка 7"